«
Ясно, что сущность государства, равно как и этический облик общества не могут
быть преобразованы во мгновение ока, сразу же полный отказ от принуждения
- утопия, но этот элемент будет убывать во времени и в общественном пространст -ве.
Всякая дисциплина слагается из элементов
принуждения и сознательности, и от соотношения между собой этих двух эле -ментов
зависит тот или иной род дисциплины.
Наибольшим процентом принуждения и почти
полным отсутствием сознательности
обладает дисциплина рабовладельческих хозяйств, тюрем и концентрационных
лагерей. Немного больший процент сознательности в воинской муштре. И дальше, по мере ослабления в дисциплинарных системах элемента принуждения, возрастает и заменяет его собой категорический импе -ратив
внутренней самодисциплины. На воспитании именно этого импульса построится вся новая педагогика.
Ясно думается уже и теперь, что стимул
внешнего принуждения быстрее всего будет
отмирать во внутренних концентри -ческих кругах Розы Мира: ибо именно людьми
целиком спаявшими свою жизнь с её задачами и с её этикой и уже не нуждаю -щимися
во внешнем принуждении, наполнятся эти внутренние круги. Именно
такие люди будут являться её совестью и кем же, как не ими не должны быть
заняты кресла верховного собора? Да и можно ли переоценить воспитательное значение
та -ких общественных устройств,
когда на вершине общества руководят и творят достойнейшие: те, в ком гармонически
развитая воля, разум, любвеобилие, чистота помыслов и глубокий
жизненный опыт сочетаются с очевидными духовными дарами: те, кого мы называем
праведниками ». (книга 1-ая, гл.1-ая)