Теперь несколько слов об устройстве общин.
Описанные выше дома строятся так, чтобы они составили квадрат или прямоугольник
с огородами и сараями внутри. Внутренняя часть - это сугубо хозяйственная
часть, иногда в центре ее находится и то производство, на котором община
работает (если его техногенные факторы не мешают Людям жить).
Снаружи прямоугольника домов расположена их
чистая (парадная) часть. Здесь аккуратно сделанные тротуары и до-роги. Община
обычно состоит из нескольких таких блоков домов. Считается, что численность
общины не стоит подни -мать выше 1200-1300 жителей: если число граждан общины
переваливает за 1000, Люди становятся плохо знакомыми друг с другом и это может
сказаться на качестве принимаемых ими совместно решений.
В одном из наружных углов территории застройки
общины расположена водозаборная скважина питьевой воды (или туда подходит
водовод) и центральная котельная. В противоположном по диагонали углу -
очистные сооружения кана-лизационных стоков и их переработка. Трассы, напоминаю,
проходят по полуподвальным помещениям домов и легко обслуживаются.
В центре общины расположен общинный клуб,
магазин, детсад, иногда административные здания, как правило, общие для многих
общин, к примеру, суд, военкомат и т.д.
Школы и больницы обслуживают граждан 20-50 общин
и располагаются обычно отдельно, в местах, удобных для всех. Рядом с общинами,
редко, в 2-3 км проходит линия узкоколейки, и находятся станции. Это основное
средство пе -редвижения.
Дополнительным средством являются маленькие автомобили
на трех человек с электро - или инерционным двигате -лем и автоводителем. Их
вызывают по телефону в аренду, дают автоводителю маршрут и тот сам ведет
автомобиль, если взявший его этого делать не хочет. А если человек сам его
ведет, то автоводитель подсказывает ему наиболее выгодный маршрут и страхует от
аварий. Но такие автомобили, как правило, используются в общинах на местах
бывших больших городов, где много туристов и вообще Людей, плохо знакомых с
местностью. В глубинных общинах их мало и они редко задействуются. До станции
Человек всегда доедет на велосипеде, который, кстати, также оборудован
авто -водителем, и на нем можно ехать и с закрытыми глазами или, к примеру,
что-нибудь читать.
В таких общинах при магазине есть джипы и
микроавтобусы-фургоны на их базе; в случае перевозки бытовых грузов, их
арендуют. Если Человеку нужно попасть в пункт, к которому очень извилистый
маршрут или он очень далеко от же -лезных дорог, то он вызовет нечто вроде
дельтаплана или летающей тарелки и долетит на них, но этот способ передви-жения
считается расточительным.
Надо сказать, что Люди не тратят свою мозговую
энергию на выбор маршрута. Если им куда-то требуется прибыть, то они сообщают,
когда им нужно прибыть единому транспортному агенту (компьютеру). Тот через
несколько секунд вы -дает им два варианта пути (экономичный и быстрый), которые
начинаются с точного времени, когда нужно сесть на ве -лосипед, чтобы доехать до
ближайшей станции, или к какому времени вызвать дельтаплан. Если ни один
вариант Чело -века не устраивает, то он дополнительно сообщает и желательное для
него время в пути; тогда компьютер оптимизиру-ет ему и такой вариант.
Если путешествует группа (а молодежь часто
группами выезжает провести вечер в клубах порой очень далеких об -щин), то
транспортный агент подаст спецпоезд.
Но к путешествиям мы еще вернемся, а пока давайте
я расскажу о еде.
Еда.
Едят Люди в подавляющем объеме то, что производит
Природа данной местности. И это не из-за экономии. Природа (с помощью человека)
акклиматизировала здесь данные растения и животных. Здесь же акклиматизируются
и люди. Пита-ние местными продуктами - это способ приспособления к Природе.
Правда, Человек в своих увлечениях продвинул к
северу очень многие растения, которые ранее там не росли, и, тем не менее, это
местные продукты.
В связи с этим пара слов о приусадебных участках,
которые имеет каждая семья. На них (как правило, но не обяза -тельно)
выращиваются самые разнообразные овощи, причем в количествах, достаточных для
семьи. Вопрос: а почему бы общине не иметь общий огород, ведь это экономичнее?
Это так, но и овощи - это не цель, а цель - Человек. На общем огороде он будет
стеснен другими Людьми и не сможет сажать то, что хочет, не сможет лично
экспериментировать, бо-ясь навредить другим. А на своем участке он свободен.
(Кстати, массовый картофель выращивается общиной, как пра-вило, совместно).
Но вернемся к еде. В ней много хлебобулочных
продуктов, овощей и фруктов местного произрастания. Требования к еде - минимум
не от природы, минимум консервантов и, Боже упаси, от гадости, для придания ей
красивого вида. Разо -чарую любителей: в Империи на витринах нет 100 сортов
колбасы - там живут умные люди. Производство колбасы тща-тельно просчитывается,
чтобы, как только она сварится, прокоптится, или созреет, ее немедленно съели.
Даже мясо стараются не хранить, не замораживать - забили и сразу на кухню. Люди
не терпят около продуктов никакой синтетики: ни в оболочке колбас, ни
вакуумного хранения, минимум консервных банок.
Способы консервирования - традиционные для данных
мест и не потому, что Люди привержены традиции. Просто эти способы - квашение,
соление, охлаждение, сушка - едины с природными для данных продуктов и не
требуют посторон-ней химии. Следует сказать и о сезонности. Люди едят
соответственно сезону: летом - свежее, зимой - квашеное, су -шеное, соленое. При
этом все свежие овощи, фрукты, в том числе и все заморские, постоянно доступны.
Но к ним отно-сятся исключительно как к развлечению, да еще и не самому главному.
Заканчивая о еде, еще раз повторю: люди едят,
чтобы жить, а не живут, чтобы есть.
Шопинг.
В одежде есть общий принцип: все, непосредственно
прилегающее к телу, должно быть либо хлопком, либо льном, либо шерстью.
Исключение делается лишь для вечернего женского платья. Верхняя одежда, как
правило, смеси либо чистая синтетика.
Одежда мужчин крайне проста и консервативна, она
практически вне моды. Нет галстуков, хлястиков, лишних пуго -виц, петелек и т.д.
Вне работы от мужчины требуется, чтобы его одежда была чистой и не имела дыр.
Однако, поскольку одежда мужчин шьется практически индивидуально и из огромного
набора материалов, то и мужчины все же не выгля -дят ни серо, ни казарменно.
С женщинами дело обстоит по-другому. Хотя, что
естественно, у них огромная тяга подражать лидерам-мужчинам, но мужчины
категорически настаивают на том, чтобы женщины выглядели модно. "Мы
стараемся, - шутят мужчины,- вы -толкать женщин из Армии и не дать им скрыться от
модельеров". Правда, одежда женщин на работе и в делах тоже про-сторна и
проста, экстравагантно женщины одеваются тогда, когда освободившиеся от дел
мужчины имеют возмож -ность это оценить.
Поэтому
гардероб у мужчин, как правило, не велик, а гардероб женщин весьма разнообразен
и включает перешитые вечерние платья нескольких поколений семьи.
Теперь о магазинах и покупках. По магазинам люди не ходят, вернее, они ходят, не выходя из дома. Товар выбирается с помощью
Информационной Сети по каталогам. По каталогу общинного магазина Люди
заказывают все, что в нем есть и что им необходимо, дома же оплачивают, а подростки забирают товары из магазина и развозят их по домам. Какие-то более существенные вещи - бытовую технику, микроскоп для увлечений или станок - Люди
выбирают по каталогам перспективных товаров, заказывают их, порой требуя
придания вещи за -данных ими свойств, и получают эти товары через свой магазин,
но спустя несколько месяцев. Хотя промышленность выпускает товары массово и
поточно, но практически индивидуально для каждого человека. Я уже писал, что
Люди в личной собственности могут иметь заводы и фабрики, это нормально, но
крупных вещей - автомобилей, самолетов, яхт и т.д. - в личном владении никто не
имеет: все это при необходимости берется в аренду.
Для покупки одежды люди снимают свой
голографический портрет на данный момент времени в нескольких положени -ях (стоя,
сидя) и вводят его в компьютер. Затем подключаются к каталогу готового платья и
рассматривают себя со всех сторон в предлагаемой одежде до тех пор, пока не
подберут что-либо понравившееся. Заказ направляют вместе со своим портретом, и
фабрика шьет им не только их модель, но и точно по их фигуре. Женщины хотя бы
раз в жизни об -ращаются к модельеру, с которым знакомятся через сеть, посылают
ему свой голографический портрет, и модельер создает платье исключительно для
данной женщины. В любом случае готовую одежду получают на плечиках через свой
магазин, из партии, пришедшей в него одежды.
Поэтому, если бы кто-то вздумал меня спросить,
как же в Империи выглядят женщины, когда они хотят, чтобы на них смотрели, то
должен признаться, что выглядят они соблазнительно. И хотя внешний вид для
близости между мужчиной и женщиной и тем более для супружества не имеет особого
значения, не придавать ему значения Люди считают недопус-тимым.
Пара слов об упаковке товаров. Одноразовой
упаковки практически нет, тем более из синтетических пленок. Во-пер -вых, она не
требуется для привлечения внимания, во-вторых, Люди категорические противники
любого, особенно плохо усваиваемого природой мусора. Тара практически вся
предназначена для многоразового использования, даже, к приме-ру, тара конфет, с
которых, кстати, слетела вся обертка. Такие продукты, как сметана и молоко,
отпускаются только в розлив в соответствующие бидончики. Изредка используется
грубая оберточная бумага.
Отдых и отпуск.
Теперь нужно поговорить об отдыхе Людей.
Вообще-то многие из них считают, что просто перемена занятий, скажем, замена
инженерного занятия в системе жизнеобеспечения на занятие биологией как
увлечением и наоборот - это уже отдых. Медицина с этим частично согласна, но
когда в Империи началось движение "Не проспи жизнь" - движение за
со-кращение времени сна, так как он сокращает время реальной жизни Человека, -
медицина восстала. В конечном итоге, хотя сон был все же несколько сокращен, но
взамен медики и биологи потребовали отдыха наяву, отдыха, полностью
разгружающего мозг, потребовали обязательных развлечений.
Человек имеет месяц освобождения от работы по
обеспечению жизнедеятельности для отдыха, по-нашему - отпуск. Но, строго
говоря, этот период может быть гораздо длиннее, о чем ниже. Отпуск используется
по-разному, и хотя мно -гие предпочли бы отсидеться дома за любимым увлечением,
но медицина постоянно требует путешествий. В молодости, когда Люди еще не
женаты, с целью расширения круга знакомств они активно посещают различные
молодежные лаге -ря в традиционных местах отдыха: у морей, в горах, на Байкале и
т.д. Во время отпуска (свободное от флирта) моло -дежь очень активна. Надо
сказать, что Человек, просто загорающий на пляже - это довольно странное
зрелище. Моло -дежь либо ловит рыбу, либо плавает с аквалангом, либо осваивает
парусный спорт и греблю, либо лыжный спорт и ту -ризм.
Когда Люди взрослеют, такой отдых несколько
теряет свое значение и его часто совмещают со встречами другого рода. Раз в
10-15 лет любители съезжаются на симпозиумы. Подгадывают отпуск и встречаются
где-либо у моря либо в горах, но чаще всего - в культурных центрах страны,
совмещая полезное с приятным.
Как я уже упоминал, города как таковые исчезли, по
сути,став музеями. В пределах окружной
московской дороги жи -вёт едва 500 тыс. человек, разумеется, в общинах, для чего
подавляющее количество жилого и производственного фонда Москвы было снесено.
Кремль и оставшиеся здания всех эпох - это либо музеи, либо гостиницы, либо и
то, и дру -гое одновременно. Ежедневно в Москве находится 3-4 млн. туристов.
Такое же положение с Ленинградом, Киевом и т.д.
Отдых за границами Империи очень
непопулярен, хотя каждый Человек хотя бы раз в жизни съездил "посмотреть
на тех". Непопулярен именно потому, что это чистый отдых: Человеку он
очень быстро надоедает как бесполезно прожи -тые дни. Все о загранице Люди легко
узнают из Информационной Сети, а ехать за рубеж не для работы, а чтобы только
пообщаться с homo sapiens, у которых цель в жизни только пожрать и потрахаться,
Людям скучно.
Зато очень популярно в плане совершенствования
земли отхватить себе большой кусок тайги и провести отпуск име-нно за этим
занятием. Обычно территорию в глухомани берут в компании друзей, строят на
месте домики для жилья, обеспечивают их энергией и прекрасно проводят время.
Для Людей такой отдых - это нечто похожее на отдых на дачах сегодняшнего дня.
Люди отдыхают, разумеется, и каждый день. Следует
сказать, что в Империи нет каких-либо единых правил в области труда, кроме
запрета работать в системе жизнеобеспечения более 24 часов в неделю. Каждая
община устанавливает себе такие правила самостоятельно либо совместно с другими
общинами, работающими на данном производстве. Коне-чно, люди работают не по 4
часа в день, а обычно по 8 или по 12 часов, т.е. по 2-3 дня в неделю. Более
того, довольно много производств, рассчитанных на работу в одну смену,
запускаются работать в три смены, круглосуточно, а выпо-лнив заказы, скажем, за
месяц, на месяц просто останавливаются. Так экономичнее. После смены на такой
энергичной и тяжелой работе Люди обычно отдыхают, как и мы: расслаблением, с
книжкой в руках или просто слушая музыку. Но восстанавливаются очень быстро и
через 2-3 часа уже думают, чем бы заняться более интересным.
Из-за такой нетипичности графиков сложно
подсчитать баланс занятий человека. Но я попробую это сделать из рас -чёта на
сутки.
Чистый сон в среднем занимает у Человека 6 часов,
как правило, в разбивку - 5 часов ночью и часок после обеда. Хо -тя кто хочет или
испытывает потребность, тот спит и больше. Около часа надо отдать уходу
Человека за собой: умыва -ние, уборка, стирка и т.д. Около 2-х часов - различные
хозяйственные работы по дому. На работу по жизнеобеспечению вместе с дорогой у
Человека уходит не более 4-5-ти часов да работа по улучшению земли занимает в
расчете на день 0,5 часа. Около часа, максимум двух - прием пищи. Часа 4 -
увлечение и часа 4 - развлечения. Но, повторяю, это искус -ственный баланс, на
самом деле человек может и весь день работать, и весь день развлекаться.
Единственным контро-лёром своей жизни является он сам.
С утра до вечера.
Встает обычный Человек (не космонавт), как
правило, в 6 утра ("совы" - позже, "жаворонки" - раньше);
чтобы не де -лать зарядку, он надевает наушники радионовостей и идет выполнить
какую-либо хозяйственную работу, требующую физической нагрузки. Часов в 7
завтракает, умывается, одевается и к 8 уже на работе, если день рабочий. Около
17 часов он свободен для любых дел, засыпает в 1 час ночи. Принято, что 2-3
вечера в неделю взрослый человек должен проводить в общинном клубе и общаться с
людьми. Клуб не обязательно должен быть своей общины, Люди часто ездят в гости
довольно далеко. А у молодежи это чуть ли не правило. Если взрослые из 3-х
клубных посещений в неделю два проведут у себя, то неженатые из 4-5 вечеров
едва ли один проведут в своей общине. Я уже пояснял, почему так. Клубы взрослых
и холостых отдельные, хотя бывают и в одном здании. Не принято, чтобы холостые
проводили время во взро-слом клубе, а взрослые без деловой надобности не зайдут
в молодежный. Обычно
если супруги решают провести время в клубе, то они, как правило, там и обедают
(ужинают). Поэтому они предварительно просматривают меню, которое выставляют в
Сети клубные повара: кто из них и что будет готовить. Со-общают повару, чтобы он
на них рассчитывал и, если это свой клуб, идут в него часов в 7 вечера вместе с
детьми. Пос -леужина молодежь уходит, а
взрослые продолжают вечер, который может быть заполнен самыми разными делами:
раз-говорами, совместным просмотром и обсуждением новостей и спортивных
соревнований, танцами. Танцы только с парт-нёрами противоположного пола и чаще
всего типа танго и вальса. Африканскую музыку Люди просто не выносят. "Не
хочется обижать негров, - говорят Люди, - но эти ритмы даже обезьяну сделают
еще глупее". Очень популярно хоро -вое пение и очень ценятся композиторы и
поэты, способные создать для этого песню. Вообще соревнование общинных хоров
может заставить Людей пропустить и прямой репортаж с чемпионата мира по
футболу.
Люди пьют спиртное. Там, где произрастает винный
виноград - вино, а в собственно России - 40°-ную водку. Обычно в ходе ужина
выпивают одну-две рюмки, в ходе вечера могут выпить еще или
"усугубить" пивом. Но, нет не только пья -ных, но и выпивших. Состояние
опьянения считается потерянной жизнью. "Чуть-чуть, чтобы только
растормозить моз -ги", - таково неписаное правило. Разумеется, в быту
отсутствуют наркотики и вообще все, что может увести Человека из реального
мира.
Повара, накормив людей и вымыв с помощью
подростков посуду, присоединяются к отдыхающим. В Империи не гну -шаются никакой
нужной Людям работой, но, ни слуг, ни официантов нет. Каждый обслуживает себя
сам и сочтет оскор -блением, если кто-то попробует ему услужить (кроме любовников
и супругов). Когда Император дает парадный обед иностранным гостям, то стол
обслуживают гвардейцы императорской роты; в остальных случаях Император
обслужи -вает себя сам. А иностранные гости императора везут своих слуг с собой.
Надо бы сказать пару слов и о медицине. О ней
можно сказать, что она может все, а если чего и не делает, то имеет на это
причины. Врачи шутят, что им достаточно, если привезут живую голову - тело они
нарастят. Действительно, они не возвращают душу в тело, и если более 20 минут
мозг оставался без крови, врачи отключают системы жизнеобеспече -ния без колебаний.
Но в остальном они лечат все болезни и если,
скажем, сердце или печень в очень плохом состоянии, то они просто вы-ращивают у
человека его собственные новые сердце или печень, а вышедшие из строя удаляют.
Развитие медицины и биологии сильно сказалось на внешнем виде Людей: мужчины до 75-80 лет имеют вид и чувствуют себя
как нынешние 40-летние, а женщины - как 30-35-летние. Правда, дело не
только и даже не столько во врачах. Помочь западным мил -лионерам, к примеру,
имперская медицина не в состоянии. Она может гормонами сменить 50-летней
западной кинозвез -де кожу, и после курса омоложения эта звезда временно будет
выглядеть прекрасно. Но через год будет выглядеть еще хуже, чем до омоложения.
Причина в образе жизни Людей, в их активной
творческой умственной деятельности и в активной мышечной работе. Природа не
включает самоликвидатор человека как бы в растерянности: она не может понять -
если Человек так актив-но работает, то пора ему умирать или нет? Пора его
старить или нет?
Поэтому имперские женщины проходят курс
омолаживания один, реже два раза в жизни, а мужчины вообще редко этим
пользуются. Природа сама держит Людей в состоянии расцвета сил.
Люди стареют, начиная с 80 лет, и умирают в
возрасте 100-105 лет. О вечной жизни на земле никто из них и не думает: это
аморально. Прожить ты должен столько, сколько тебе отпустила Природа, за
смертью тебя ожидает новая жизнь, не менее увлекательная, если сумел прожить
эту жизнь Человеком.
Старики до самой смерти имеют в основном ясный
ум, у них практически не проявляется старческий маразм. И почти все умирают в
4-5 часов утра во время сна.
Хоронят всех одинаково - в землю, завернув в
льняной саван. В ногах могилы кладут небольшой камень с именем, кладбище
одновременно оформляют как рощу долголетних деревьев, где позволяет климат -
дубов. Через 20 лет после последнего захоронения могильные камни убираются (из
них обычно выкладываются тропинки), а в роще ставится один на всех обелиск из
нержавеющей стали с перечислением всех, чьи тела покоятся под этой рощей, а
души влились в Мировой Разум.