Жизнеобеспечение (продолжение).
Я прервал рассказ о жизнеобеспечении, начав рассказ о делократизации государственной власти, теперь продолжу прерванную тему повествованием о том, как делократизировано участие Человека в этом виде деятельности.
Как был раньше организован труд? У человека были потребитель его труда и начальник. Скажем, токарь точил болт, который был нужен слесарю для закрепления двигателя на шасси автомобиля. Слесарь - потребитель труда токаря, но определял зарплату токаря, поощрял и наказывал токаря его, токаря, начальник. Продавец удовлетворял товарами своего потребителя - покупателей, но поощрял и наказывал продавца директор магазина. Каждый, кто вспомнит или вдумается в свою деятельность, обратит внимание, что он свою работу делал или делает для одного человека, а поощ-ряет и наказывает его за эту работу другой человек - начальник. Начальник - бюро, он имеет над подчиненными власть - кратос. Это бюрократическая система управления и бюрократы в ней, в приведенных примерах токарь и продавец.
Раньше до людей это обычно не доходило, юмористы создали образ бюрократа как чиновника, сидящего в конторе и выдумывающего нелепые требования типа "дайте мне справку, что вам нужна справка". На самом деле бюрократами были все, начиная с пресловутого рабочего класса, - все, кого поощрял и наказывал за его работу начальник. А нача -льник был у всех. Не бюрократами люди становились только тогда, когда освобождались от начальника - в быту, на да-че, при незаконном промысле. (Все же помнят, что в СССР, чтобы что-то сделать через начальника, нужны были меся -цы и результат будет отвратительный. А дай работяге червонец, и все будет немедленно и в лучшем виде).
Я не буду развивать эту тему, поскольку подробно развил ее в других работах, хочу только чтобы читатель попробо -вал это понять - при бюрократизме ты делаешь работу для одного человека, а платит тебе за нее другой человек.
Если этот другой человек, твой начальник, имеет характер и волю, то он заставит тебя сделать работу хорошо, но ведь и над ним висел КЗОТ, необходимость дать три строгих выговора перед тем, как начать дело об увольнении, дока -зать справедливость увольнения в суде, где из трех членов суда два таких же рабочих. И, главное, отсутствовала бир-жа труда. Этого бездельника выгонишь, а кто работать будет? Надо ведь не только болтать о застое в СССР, но и пони-мать, от чего он происходил...
Делократия.
Так вот, в будущей России бюрократическая система управления была ликвидирована и заменена делократической. В чем разница?
Каждый работник деньги (поощрение и наказание) получает не от начальника, а напрямую от потребителя своего тру-да, поскольку в экономике удовлетворение потребителя и есть Дело каждого. Это дело поощряет и наказывает (потре -битель поощряет и показывает), следовательно, имеет власть (кратос) над работником, система управления - делокра-тическая.
Наши примеры теперь выглядят так. Токарь, пользуясь старой терминологией, продает болт слесарю. Слесарь поку -пает, кроме болтов, двигатель и шасси, собирает их при помощи болтов и в собранном виде продает следующему сбор -щику (который ставит кузов автомобиля и т.д.). Разница между ценой собранного изделия и комплектующих - это зарп -лата или, если хотите, валовая прибыль слесаря. У токаря разница между ценой болтов и закупленных инструментов, заготовок, амортизации (выплаты стоимости) станка и электроэнергии - это тоже прибыль или зарплата.
При этом возникают принципиальные вещи, которые исключены при бюрократической системе управления.
Если токарь будет бережно относиться к станку, то после выплаты всей его стоимости вся экономия пойдет ему. Если он будет бережно относиться к инструменту, вся экономия - ему. Если он не будет гонять станок вхолостую, вся эконо-мия электроэнергии - ему. Если он тщательно раскроит заготовку и из одного прута получит больше болтов, весь доход - ему.
Но и это не все. На всех предприятиях и в экономике вообще действует понятие стандартной, или государственной, продукции. Это продукция, в среднем устраивающая потребителя, продукция без затей, на которую установлена госу -дарственная (при поставках между предприятиями) или заводская цена (при поставках внутри завода). При поставках такой продукции эту цену нельзя превышать (но можно понизить). Однако если предлагаешь что-то лучшее, чем стан -дартное, то можно договариваться с потребителем и, если он согласен, то можно повысить и цену. Однако потребитель согласится только в случае, если это новое изделие ему самому дает прибыль, тогда он часть ее и соглашается доба -вить к цене поставщика. Если это "повышение качества" потребителю ничего не дает, то он и изделие не возьмет, ска -жет: поставляй стандартное. То есть, у работника появляется возможность получить дополнительный доход, но только за счет своего творчества, а не за счет насилия над потребителем.
Если вы вдумаетесь, то поймете, что именно в таких условиях работает так называемый частный предприниматель.
В результате каждое предприятие и каждая организация новой России - это по своей сути коллективы хозяев частных предприятий, возглавляемые хозяевами объединений частных предприятий (по старому - начальниками участков, це -хов, директорами).
Теперь о начальниках. Они, разумеется, остались, поскольку без них невозможно получить результат в условиях раз-деления труда. Оплачиваются они из зарплаты (прибыли) своих подчиненных и своими подчиненными. На стандартные услуги начальника, как и на любой товар, установлена цена. Скажем, мастер участка по стандарту получает 10% из прибыли каждого своего рабочего. А начальник цеха - 15% от того, что получают все его мастера. А директор завода - 15% от того, что получают все его начальники цехов. А начальник главка - 15% от того, что получают все его директо-ра заводов. А Председатель Госплана - 15% от того, что получают все его начальники главков.
Что получается? Все начальники в конечном итоге заинтересованы в том, чтобы их рабочие заработали как можно больше. А это возможно только в случае, если рабочие будут давать потребителю высококачественную (более доро -гую, чем стандартная) продукцию с минимально возможными затратами.
В бюрократической системе управления каждый подчиненный от рабочего до министра вынужден угождать начальст -ву, в делократической системе наоборот - начальник должен угождать подчиненному, делать ему все, что требуется, для получения высоких результатов.
Снимают ли с должностей в делократической системе управления? Конечно, но выглядит это по-другому. Что значит плохой начальник? Это значит, что его рабочие (подчиненные) мало получают, мало получают его начальники, и он сам мало получает. Тут человеку и объяснять ничего не надо. Приводят нового, рабочие дают команду в бухгалтерию де -лать вычеты из своего личного дохода новому начальнику, старый просто остается не у дел. Но так зверски не посту -пают. Всегда ищут и находят место для снимаемого, чтобы он по своим способностям и сам неплохо зарабатывал и ос -тальным не мешал.
Хорошие начальники, как и любые хорошие специалисты, в цене. Скажем, рабочие не могут своему мастеру платить меньше стандарта - 10%. Но если он очень хорош и другие участки на него зарятся, то могут и поднять цену до 12 или 15% (если это окупает себя).
Делократическая система управления дала невиданный толчок экономике. Если в бюрократической системе управле -ния на заводе в 70 000 человек об эффективности по-настоящему думает только директор (хозяин) и десяток энтузиас -тов, то в делократической об этом думают все 70000. Поэтому и пришлось Собору ограничить рабочий день 24 часами в неделю, чтобы не переполнить склады и дать возможность каждому поучаствовать в своем жизнеобеспечении.
Поскольку мы заговорили о том, что каждый рабочий, по сути, является частным предпринимателем, т.е. капиталис -том, то возникает вопрос - а существуют ли при Коммунизме официальные капиталисты, т.е. владельцы предприятий со многими рабочими, с которых они сдирают прибавочную стоимость? Огорчу марксистов, формально - да! По сути это, конечно, не так, но для этого надо понять, как возникают предприятия в новой России.